Москва
+7 (495) 925-05-42
 8 (800) 700-69-64 BOBCAT HIDROMEK 
8-800-707-05-42
Звонки по России бесплатно

Российский рынок мини-экскаваторов

19.12.2016

Рыночный сегмент мини-экскаваторов (эксплуатационной массой менее 10 т) в России достаточно молод. В середине 2000-х годов он только начинал формироваться, хотя за рубежом мини-экскаваторы стремительно набирали популярность еще в начале 1970-х годов. 10 лет назад суммарный объем российского рынка, включающий импорт новых и бывших в эксплуатации мини-экскаваторов (своих аналогов Россия не выпускала), немногим превышал 260 единиц. Для сравнения отметим, что в том же 2006 году сегмент «взрослых» экскаваторов (массой 1270 т) исчислялся более чем в 6000 единиц. Несмотря на запоздалое зарождение, рынок мини-экскаваторов быстро прибавлял «в весе», и уже в 2007 году его объем составил порядка 900 единиц. Кризис 2008 года внес коррективы, с 2009 года поставки практически прекратились. Однако первая волна кризиса оказалась непродолжительной, и уже в 2011 году объем рынка более чем вдвое превысил показатель 2007 года. В 2014 году сегмент мини-экскаваторов достиг показателя 2932 единицы, при этом значительно сократился разрыв с сегментом больших экскаваторов, объем которого составил 6403 единицы. Увы, период относительной стабильности после первой волны кризиса длился недолго. В 2015 году рынок мини экскаваторов, будучи в фарватере негативных тенденций в российской экономике, продемонстрировал трехкратное снижение относительно уровня 2014 года, составив 983 единицы.

Наша компания является первым дилером Bobcat по поставкам мини экскаваторов в РоссииВ дальнейшем негативный сценарий продолжил усугубляться: за первое полугодие 2016 года объем рынка достиг 191 единицы. Если такая динамика сохранится, то нынешний год может показать в 2-3 раза меньший результат по сравнению с прошлым. Потребительские предпочтения после первой волны кризиса претерпели значительные изменения. Если прежде значительную долю продаж составляли новые экскаваторы, то после 2008 года вектор спроса сместился на бэушку.

Так, если в 2007 году доля импорта новых машин равнялась 55%, то в период 2011-2016 годов – в пределах 10-20%. В сегменте новых мини-экскаваторов представлено значительное число компаний-производителей. Среди них есть и те, что выпускают широкий спектр строительной техники – от «мини» до «макси», и те, которые специализируются исключительно на «малом формате». Так, в весьма успешном 2014 году в Россию было поставлено 576 экскаваторов 25 марок. При этом подавляющее большинство участников рынка довольствовалось незначительной долей рынка – от десятых долей процента до 3-5%. Наиболее существенные доли рынка были лишь у четырех компаний: Hyundai – 20%, Hitachi – 17%, Yanmar – 15%, JCB – 14%. В целом четверке лидеров принадлежала 66%-ная доля рынка новых миниэкскаваторов. Однако, как показывает статистика за последние 10 лет, с ухудшением рыночной ситуации снижается не только объем продаж, но и число активных участников, представленных в рассматриваемом сегменте. Так, в 2015 году было импортировано 144 новых экскаватора 15 брендов и лидеры были уже другие: Wacker Neuson – 33%, Komatsu – 17%, Hitachi – 11%. Как видим, сколь-нибудь значительная доля из предыдущей четверки сохранилась только у Hitachi.

Необходимо отметить, что Hitachi удерживает передовые позиции не только в сегменте больших экскаваторов, в сегменте «мини» доля производителя хоть и меняется год от года, но, как правило, она весьма значительна. Лишь в отдельные годы у Hitachi отмечены «провалы». Как уже говорилось, в 2016 году рынок мини-экскаваторов продолжил свое падение: в первом полугодии было импортировано всего 34 новых машины. Число реальных участников рынка сократилось почти вдвое относительно 2015 года. Поставки осуществляли следующие производители: Hitachi, JCB, Wacker Neuson, Komatsu, Kubota, Caterpillar, Liugong, Lingong. Производители предлагают российским покупателям широкую гамму компактной землеройной техники. В продаже можно найти экскаваторы эксплуатационной массой от 615 кг до 10 т.

У одних фирм модельный ряд более широкий, рассчитанный на все случаи жизни, в которых может пригодиться миниэкскаватор, у других – более узкий, включающий наиболее востребованные типоразмеры. Кстати, необходимо отметить, что название «мини-экскаватор» весьма условно. В ряде случаев миниэкскаваторы подразделяют еще на три группы: микро-, мини- и миди-экскаваторы. Анализ статистики импорта мини-экскаваторов в Россию дает достаточно объективную картину того, что пользуется максимальным спросом, а что нет. Если взять за отправную точку 2014 год, когда было импортировано наибольшее за рассматриваемые годы количество мини экскаваторов, то получается следующий расклад. 

В сегменте новой техники самыми популярными были модели эксплуатационной массой от 2 до 4 т, их доля равнялась 48%. Три четверти поставок в данной весовой категории у Hyundai, Hitachi и JCB.
Следующими по востребованности со значительным отрывом идут экскаваторы массой 1-2 т – 27% рынка. Главным действующим лицом в данной категории был Yanmar: более половины 1-2-тонников несло эту марку. На третьей позиции значится техника массой 4-6 т, доля которой 14%.

Лидирующие бренды в этой весовой категории – Komatsu, Hyundai и JCB (больше половины поставок). Доля 6-8-тонников – 8%, из них две трети за маркой Hitachi. Экскаваторам массой менее 1 т принадлежит совсем малая доля рынка – 3% (большинство – марки Kubota). Мини-экскаваторы массой 8-10 т востребованы единично: в 2014 году их было импортировано всего две штуки.
Экскаваторам массой менее 1 т принадлежит совсем малая доля рынка – 3% (большинство – марки Kubota).
По всей видимости, эта пограничная весовая категория мини-экскаваторов не выдерживает конкуренции с наиболее массовым сегментом неполно поворотных экскаваторов-погрузчиков, а также широко применяемых полноповоротных колесных экскаваторов массой 12 т. Рассмотрим производственные программы производителей мини-экскаваторов, представленных на российском рынке, а также результаты их деятельности за последние 3 года. В линейке Hitachi заявлено 9 моделей экскаваторов эксплуатационной массой от 1,11 до 6,65 т. В 2014 году в Россию было поставлено 99 единиц мини-экскаваторов Hitachi (из них 60 – массой от 2 до 4 т и 30 – от 6 до 8 т), в 2015-м – 16 единиц, в первом полугодии 2016-го – 20 единиц. У JCB один из наиболее широких модельных рядов мини-экскаваторов среди конкурентов. Выпускается 12 моделей: самая маленькая машина весит 875 кг, самая большая – 8 т. 2014 год был успешным для JCB, компания поставила на российский рынок 78 мини-экскаваторов (49 единиц массой 2-4 т), однако в 2015 году объемы сократились более чем впятеро и составили 15 единиц.

В первом полугодии 2016 года импортировано лишь 3 экскаватора. В линейке мини-экскаваторов Hyundai, предлагаемых российским потребителям, не так много моделей – всего 6, эксплуатационной массой от 1,65 до 7,8 т. Однако ограниченный модельный ряд не помешал южнокорейскому производителю занять в 2014 году наибольшую долю рынка: из 114 поставленных в Россию мини-экскаваторов 90 относились к наиболее востребованным типоразмерам – от 2 до 4 т. В 2015 году и в первом полугодии 2016 года Hyundai не сумел повторить прежнего успеха – поставок мини-экскаваторов не было. 


По сравнению с перечисленными выше брендами мини-экскаваторы Yanmar не получили заметного присутствия на российском рынке – до 2012 года их поставки были незначительными. Однако в 2014 году импорт экскаваторной техники этой марки многократно увеличился – до 84 единиц, что позволило Yanmar перейти в тройку лидеров. Почти все ввезенные в РФ экскаваторы были массой от 1 до 2 т. Увы, в 2015 году закрепить успех не получилось – компания поставила всего 3 экскаватора. В первом полугодии текущего года импорт экскаваторов Yanmar не осуществлялся. Необходимо отметить, что модельный ряд мини-экскаваторов этой марки весьма представителен – 13 моделей – и охватывает наиболее широкий диапазон: от 625 кг до 9,5 т. По занимаемым на российском рынке мини-экскаваторов позициям марку Ku-bota можно расценить как устойчивого середнячка. В 2011, 2012 и 2014 годах компания поставляла в Россию порядка 40-45 экскаваторов, что позволяло ей занимать от 8% до 16% рынка. В 2015 году импорт сократился до 10 единиц. В первом полугодии этого года было поставлено 2 мини-экскаватора.

Производственная программа фирмы Kubota включает экскаваторы 7 моделей наиболее востребованных типоразмеров – эксплуатационной массой от 950 кг до 5,5 т. Отметим, что в 2014 году Россией были импортированы преимущественно экскаваторы массой в диапазоне от 950 кг до 4 т. Законодатель мод в мире мини-техники фирма Bobcat в последние несколько лет занимала весьма скромные позиции на российском рынке мини-экскаваторов. Хотя 10 лет назад, когда рынок мини экскаваторов в РФ находился в зачаточном состоянии, Bobcat был в первых рядах. Так, в 2006 году за этой маркой было 26% (больше было только у Hitachi). В 2014 году кутюрье поставил в нашу страну 27 экскаваторов и его доля рынка не превышала 5%. 2015 год показал результат в 10 экскаваторов. В первом полугодии 2016 года поставки отсутствовали. Модельный ряд мини-экскаваторов Bobcat очень внушителен – в нем 15 моделей массой от 1,14 до 8,54 т. Большинство моделей имеет нулевой вылет, что позволяет осуществлять землеройные работы вплотную к стене, забору или другому препятствию.

В 2014 году в Россию поставлялись модели массой в диапазоне от 1 до 6 т. У компании Wacker Neuson свой взгляд на кризис в российской экономике. Если прежде производитель поставлял в нашу страну незначительное количество мини экскаваторов (в 2011 году – 11 единиц, в 2012 году – 14 единиц), то с приходом очередной волны кризиса объем поставок даже увеличился: 2014 год – 29 единиц, 2015 год – 47 единиц. Однако в первом полугодии нынешнего года было ввезено только 3 машины. 

Арсенал немецкого производителя мини-техники рассчитан на искушенного покупателя:
10 моделей гусеничных мини-экскаваторов массой от 1,03 до 8,71 т с вылетом поворотной платформы;
5 гусеничных моделей массой от 1,73 до 7,92 т с нулевым вылетом;
две колесных модели массой 6,76 и 9,69 т.

В 2014 году в нашу страну были ввезены в подавляющем большинстве модели массой от 1 до 4 т. В последнее десятилетие Komatsu стабильно присутствует в сегменте мини экскаваторов, поставляя в Россию, как правило, порядка 20-40 машин в год. Так, например, в 2011 году был импортирован 41 экскаватор, в 2014-м – 19, в 2015-м – 24. Первое полугодие 2016 года было не слишком продуктивным – компания поставила всего 2 мини-экскаватора. Линейка производителя включает 10 моделей эксплуатационной массой от 0,88 до 5,28 т. Самыми востребованными в России в 2014 году были модели массой от 4 т. Присутствие Caterpillar в рассматриваемом сегменте техники невелико, хотя производителю есть что предложить – в линейке насчитывается 13 моделей эксплуатационной массой от 935 кг до 8,4 т.

В 2011 году на российский рынок было поставлено 7 мини-экскаваторов Cat, в 2012-м – 5, в 2015-м – 2. А вот 2014 год, когда было ввезено 15 машин, можно считать одним из наиболее успешных. В первом полугодии текущего года, так же как и у большинства других производителей, поставки были мизерными – ввезен всего один экскаватор. До недавних пор о японских мини экскаваторах IHI у нас мало кто знал – официально строительная техника этого производителя не была представлена в России, лишь время от времени единично завозились бэушные машины. 

Однако в последнее время стало возможным купить и новую мини-технику, причем не только IHI, но и созвучной марки IHIMER. Созвучие двух брендов возникло не случайно. Компания IHIMER была образована в 2002 году по соглашению о создании совместного предприятия между IHI Construction Machinery Ltd, которая контролируется японским промышленным гигантом IHI Corporation, и итальянской IMER Group, ведущим европейским производителем бетонных заводов и машин для строительной отрасли. Производство мини-экскаваторов (а также другой мини-техники) осуществляется на двух заводах: в Италии изготавливаются мини-экскаваторы эксплуатационной массой до 2000 кг, более тяжелые машины – в Японии. В общей сложности линейка мини-экскаваторов включает полтора десятка моделей, имеющих массу от 900 кг до 8,5 т. Интересная деталь: в 1995 году компания IHI стала первым в мире производителем, начавшим выпуск мини-экскаваторов с нулевым вылетом. В 2014 году в Россию было импортировано 20 мини-экскаваторов IHI и IHIMER, в 2015-м – 7, в первом полугодии 2016 года поставок не было. Наряду с перечисленными в нашей статье марками в Россию в отдельные годы поставлялись мини-экскаваторы и иных не китайских производителей, таких как Terex, John Deere, Hanix, Eurocomach, Takeuchi и др. Китайцы также не обошли вниманием российский рынок мини-экскаваторов, хотя их доля в сегменте новой техники невелика: в 2014 году за КНР было 4%, в 2015-м – 3%. В первом полугодии доля достигла 9%, правда, в натуральном исчислении это всего 3 машины.

Несколько больше, чем остальные, известны такие бренды, как Sunward и Yuchai, хотя объемы поставок что одного, что другого в лучшие годы едва превышали 10 единиц. Единично в отдельные годы поставлялись мини-экскаваторы и других хорошо известных в нашей стране китайских брендов, например, таких как Liugong, Lingong, Sany, XGMA, XCMG, а также некоторых других совершенно неведомых для нас локальных китайских марок. 

Судьба отечественных мини-экскаваторов, увы, складывается не слишком удачно. История их зарождения приходится на период, совпавший с закатом империи СССР. Первый гусеничный мини-экскаватор ЭО-1120, созданный во ВНИИ Стройдормаш, так и остался опытным образцом, равно как и микро экскаватор на несамоходной двухколесной тележке, управляемой рядом стоящим оператором. В 1990-е годы на Стерлитамакском машиностроительном заводе (предприятии оборонной отрасли) в рамках конверсии была предпринята попытка освоения серийного производства гусеничного мини-экскаватора ЭО-1121А массой 5,6 т. Предприятие выпустило партию машин, но развернуть полномасштабное производство так и не удалось. В тот же период московское АО «Рекстром» создало мини-экскаватор МЭГ-27311 массой 750 кг на одноосном прицепе, а также мини-экскаваторы на пневмоколесном ходу массой 1,1 т – ЭО-0321Б и ЭО-1321М. В серию они не пошли. В 2008 году Челябинский тракторный завод заявил о себе в новом амплуа, представив свой первый мини-экскаватор ЭО-112М массой 5,5 т. Покатав некоторое время новинку по выставкам, на заводе о ней тихо забыли. Несколько позднее свою версию мини-экскаватора представило Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. Модель ЭО-1121 массой 1,8 т планировалось выпускать на Уралвагонзаводе.

К сожалению, тоже не случилось. Лет 5 назад к числу производителей мини-экскаваторов намеревался примкнуть Кировский завод. В ту пору между ним и фирмой Powerplus было заключено соглашение о сборке широкого спектра строительной и дорожной техники, включая мини-экскаваторы. В общей сложности в Санкт-Петербурге методом крупно узловой сборки удалось изготовить небольшую партию техники Power- plus из поступавших из Китая комплектующих, после чего СП приказало долго жить. После череды безрезультатных попыток наладить в России свое производство мини-экскаваторов наступило затишье. Надолго ли? Кстати, организовать выпуск мини экскаваторов пытались и наши ближайшие соседи – белорусы и украинцы. Киевский завод «Красный экскаватор» (впоследствии – «Атек»), оказавшись после развала Советского Союза в свободном плавании, взялся за производство всевозможной строительной, дорожной и сельскохозяйственной техники, включая мини-экскаваторы. Что-то удалось освоить, что-то – нет. Мини-экскаваторы Атек-711А так и остались прожектом.

Белорусское предприятие «Святовит» в 2000-е годы также увлеклось темой мини экскаваторов. В 2012 году на выставке «СТТ» был показан первый образец экскаватора ЕС3М1 массой 3,67/3,97 т (в зависимости от комплектации), подающий, как тогда казалось, большие надежды. В настоящее время эта машина не выпускается. 

*** Очередной коллапс, в котором оказалась российская экономика, увы, пока не рассосался. Несмотря на заверения российского руководства о достижении дна и якобы даже некоем росте, чуда не произошло, во всяком случае на рынке строительной и дорожной техники: 2016 год продолжает демонстрировать отрицательную динамику. Затягиваем пояса еще туже...

Другие статьи